«Я убеждён: школа - не здание, не
кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа — это возвышенный дух, мечта,
идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребёнка, родителя — и тут же
реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где
приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают
дни до отпуска и до минуты, до очередного звонка... Учитель призван
реализовывать мечты детей». Меня
зовут Николай Васильевич Мишин. Я учитель физической культуры муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
Мучкапская средняя общеобразовательная школа Мучкапского района
Тамбовской области. Наверное, было что-то судьбоносное в том, что
в юности, после окончания школы, по воле «строгой и придирчивой медкомиссии», я
не поступил в летное училище. И, не раздумывая, с лёгкостью подал документы
в педагогический институт, на спортфак. Вот тогда и задался целью: укреплять и
сохранять здоровье ребят, чтобы в будущем
могли осуществиться все их мечты. У
каждого педагога за долгие годы работы рождается своё мировоззрение, свой
секрет профессионального мастерства. Мой секрет – простая истина: счастье быть
здоровым, уметь заботиться о здоровье своём и окружающих. Со временем этот
принцип счастливого человека перерос в убеждение, убеждение – в профессию,
профессия – в жизнь. Так появилась цель моей педагогической
деятельности: выпускник как физически, психологически и духовно здоровая личность. Государство на современном этапе уделяет особое внимание здоровью
подрастающего поколения: введены в действие программы «Дети России», «Здоровый
ребёнок»… На образовательные учреждения страны Федеральным Законом «Об
Образовании» возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Национальная образовательная инициатива «Наша
новая школа» особое внимание уделяет укреплению здоровья и формированию
здорового образа жизни школьников. Вижу,
что интуитивно выбрал правильное направление в педагогическом поиске. Есть
цель, есть и объект моих многолетних раздумий - Ученик. Наша
новая школа – школа будущего! Новая
школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная
социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,
детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной
ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному
организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени. Новая
школа - это «новые учителя, открытые ко
всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников,
хорошо знающие свой предмет». Я считаю,
что многое зависит, прежде всего, от Учителя, его личности,
профессионально-значимых качеств: уметь принять ребёнка таким, каков он есть,
начать с того уровня, на котором ученик находится; быть наблюдательным и
учитывать физические и личные особенности детей; активно и адекватно
моделировать личность ученика, определив путь его развития, создав ситуацию
успеха; обладать эмпатией - способностью понять внутренний мир ребёнка, стать
частью его биографии; уметь сочувствовать, сопереживать; даже, если хотите,
обладать социальной перцепцией (умением читать по глазам)… Это непростые задачи
для педагога обычной образовательной школы, но вполне выполнимые. При условии,
если изменить своё мировоззрение на сам процесс обучения: захотеть не только увидеть,
но и всмотреться, не только услышать, но и вслушаться … И дети поверят тебе,
раскроются, почувствуют, прежде всего, свою самоценность. А ты вместе - с ними;
не понукая, идёшь рядом, указывая дорогу, направляя, поднимаясь чуть выше
(всего на одну ступеньку) и протягивая руку, заставляя дотянуться, отпуская от
себя и уступая дорогу, радуясь победе, потому что она и твоя тоже. Новая
школа - это современная инфраструктура. Конечно, хочется, чтобы школа, начиная
с архитектуры здания и заканчивая внутренним оснащением, полностью
соответствовала требованию времени, была
современной и функциональной. В нашей
школе за последние годы произошли и происходят значительные изменения: получено
новое оборудование для кабинетов физики, химии, приобретена новая мебель,
спортивный инвентарь, отремонтированы кабинеты для начальных классов,
приобретены интерактивные доски,
планируется в 2012 году капитальный ремонт столовой и спортивного зала.
Надеюсь, что в скором времени все учителя будут иметь доступ к сети Интернет,
что позволит формировать информационно – коммуникативную компетенцию у своих
воспитанников. И сегодня можно с уверенностью сказать, что
школа живёт и будет процветать, её ждёт
прекрасная перспектива. Каким должен быть выпускник Нашей новой школы? Как вырастить
здоровое поколение? Как соориентировать его в будущее? Ответов много, но я
думаю, что здоровье - этo та драгоценность, на которую не стоит жалеть ни
времени, ни сил. Воспитывать здоровое, умное, нравственное поколение сегодня,
чтобы наше будущее было хорошим и цивилизованным завтра, в этом я вижу миссию
учителя Новой школы. Чтобы я
хотел видеть в своих учениках? Побольше добра, толерантности, благодарности,
свободного мышления, умения конструктивно решать проблемы, способности к
самовыражению, творчеству, быть компетентными в своей работе и еще много других
качеств, а главное, чтобы каждый стал личностью, яркой индивидуальностью. Смогу ли я научить моих ребят
верить в добро, справедливость, оградить их от всего злого и грязного, что есть
в нашей жизни? Мне кажется, что это самая главная задача учителя Новой школы,
тем более что современная школа многого требует от учителя: и глубокой научной
подготовки, и высокого мастерства, и педагогической грамотности, и
компетентности. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и
плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим
цветок детской души. И тогда раскроются уникальные способности, данные каждому
ребенку от рождения. Все это
в моих руках! Я - учитель «Нашей новой школы»...
Здравствуйте!
А.А.Захаренко